وَقَالَت طَّآئِفَةٌ مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ آمِنُواْ بِالَّذِيَ أُنزِلَ عَلَى الَّذِينَ آمَنُواْ وَجْهَ النَّهَارِ وَاكْفُرُواْ آخِرَهُ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
«Часть людей Писания говорили (друг другу): «Уверуйте в то, что ниспослано верующим (мусульманам), в начале дня и перестаньте верить в конце дня. Может быть, они (мусульмане) тоже откажутся (от своих убеждений вместе с вами)» (Аль-Имран, 72).
В риваяте, переданном от Судди, говорится, что в поселке Урайна (в другой версии риваята в Хайбаре) было двенадцать равинов. Они говорили друг другу: «В начале дня принимайте религию Мухаммада, говоря: «Мы свидетельствуем, что Мухаммад является истинным пророком».
А когда же наступит вечер, то отрекайтесь от его религии, говоря: «Мы спросили у наших алимов и раввинов, и они сказали, что Мухаммад является лжецом, а ваша религия ничего из себя не представляет. Поэтому мы вернулись к нашей прежней религии, она нам кажется лучше, чем ваша».
Возможно, и у них возникнут сомнения по поводу их религии, когда они станут спрашивать друг друга: «Еще утром эти люди были с нами, что же с ними случилось теперь?». И тогда Аллах Всевышний, ниспослав этот аят, сообщил Посланнику (с.а.с.) о положении этих людей.
В риваяте, переданном от Абу Малика аль-Гифари, рассказывается об этой ловушке иудеев без упоминания названия их племен. Тогда как Куртуби приводит подробности, говоря, что этими иудеями были Каб ибнуль-Ашраф, Малик ибнус-Сайф и им подобные [Табери, Джамиуль-Байан, 3/221; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 4/71].
В риваяте, переданном Ибн Исхаком от Ибн Аббаса, так же приводятся имена некоторых из этих раввинов: Абдуллах ибнус-Сайф, Адийй ибн Зейд и Аль-Харис.
Они сказали друг другу: «Давайте по утрам делать вид, что уверовали в то, что ниспослано Мухаммаду и его сподвижникам, а вечером отрекаться от этого. Возможно, это внесет путаницу в их религию, и они откажутся от нее».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Скажи (им, о Мухаммад): «Поистине, путь (религия) Аллаха – это единственно верный путь». (Люди Писания боятся) что кто-то получит то, что есть у них, или сможет поспорить с ними перед Господом. Скажи (о Мухаммад): «Поистине, все блага – у Аллаха. Он дает их, кому пожелает. Поистине, Аллах – Всеохватывающий, Знающий» [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/75].
В соответствии с риваятом, переданным от Муджахида, Мукатиля и Кельби, ниспослание данного аята связано с изменением киблы с Бейтуль-Макдис на Мекку. Иудеям было очень неприятно, что пророк Мухаммад (с.а.с.) отвернулся от их киблы.
Поэтому Каб ибн Ашраф и его товарищи говорили друг другу: «Днем совершайте намаз в сторону Каабы, делая вид, что верите в ниспосланный Мухаммаду аят. А в конце дня отрицайте то, что Кааба является киблой, и направляйтесь к своей кибле то есть к Бейтуль-Макдис. Увидев это, возможно эти люди скажут: «Люди писания, более знающие чем мы» и вернутся к нашей кибле».
И тогда, чтобы предупредить и предостеречь верующих от задуманной иудеями хитрости, Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 78].
Автор: Islam Today